Изготавливаем "крепкое" 5W30 SL/CF A3/B4 на зиму из дешевых 5W30 SN/GF5 и 5W40 SL/CF
В этот раз получим другой замес, но опять с вязкостью около 12,5сСт при 100С (запас на разжижение топливом в зиму) и главное — золой всего меньше 1%, не укладывающийся по топливной экономичности и фосфору в ILSAC GF5 и API SN (зато с высоким содержанием ZDDP), но прекрасно укладывающийся в API SL/CF и даже в более жесткий стандарт ACEA A3/B4. За исходник взято акционное масло Rolf JP 5W30 (590р/4л) которого у меня много и не менее дешевое Sintoil Platinum 5W40 (576р/4л). Методом прикидок (подбора % отношения) удалось вычислить что оптимальный состав — 60% Rolf 5W30 и 40% Sintec 5W40 (6л 5W30 и 4л 5W40 как раз желаемые 10л на 3 замены по 3,3л). Щелочное выходит чуть больше 9, зола аккурат в 0,99% и при этом содержание ZDDP четко 2000ppm как и полагает маслу, которое хорошо защитит от износа при рабочей температуре, но не засрет катализаторы и не оставит нагара и отложений. Судя по анализам — база масел практически одинаковая (вспышка, испаряемость, ИВ и застывание очень близкие, завод изготовитель один — Обнинскоргсинтез), пакет присадок схожий.
Масло/параметр Rolf JP 5W-30 60% + Sintec 5W-40 40%
Базовая основа гидрокрекинг оба масла в миксе гидрокрекинговые
Вязкость при 40С, сСт 74,26 средняя, нормальная вязкость, в норме
Вязкость при 100С, сСт 12,45 еще чуток и масло станет W40, а так W30
Щелочное число, мгКОН/г 9,13 учитывая всего 0,99% золы — очень неплохо
Кислотное число, мгКОН/г 1,88 не высокое, большой запас для его роста
Зола сульфатная, % 0,99 низкая зола, даже в GDI не будет никаких отложений
Температура застывания, С -43 нормальная для гидрокрекинга на вязких базах
Температура вспышки, С 232 скорее всего будет от 225С до 235С нормально
Вязкость CCS, мПа*с -30C 5420 косвенно говорит о вязких базах, запуск до -33С
Испаряемость по Ноаку, % 9,83 низкая испаряемость, явно вязкие базовые масла
Молибден, ppm 43 как и в обоих маслах, будет обеспечивать тишину работы
Фосфор, ppm 904 нормальное содержание фосфора — четко в SL, но не SN
Цинк, ppm 1097 содержание ZDDP и под бензинки и под легковые дизельки
Бор, ppm 134 беззольный дисперсант и детергент, удерживает частицы грязи
Магний, ppm 9,8 нет в пакете, масло то в основном бензиновое
Кальций, ppm 2761 для щелочного 9 нормально, салицилаты+сульфонаты
Индекс вязкости 166 нормальный, мало загустителя, высоковязкие базы
Дельта щелочное-кислотное 7,25 запас где-то на 250моточасов работы
Примерное содержание ZDDP 2001 высокое содержание, защита от износа
Отн.щелочное число/зола 9,26 высокое соотношение, чистая база и пакет
Цена 1л 145,1р нереально низкая цена за такой шикарнейший микс…
В этот раз прямого аналога нет. Наиболее близки — Shell Helix ULTRA 5W-30 SL/CF и ZIC X9 5W30 SL/CF, близкая вязкость, содержание ZDDP, но совершенно отпугивающая цена 400-540р за литр! Причем у обоих вдвое меньше бора, меньше вязкость, а значит для нагруженных ДВС не пригодны. У зика нет молибдена. CCS без запаса, только до -30С. Кислотное у них чуть выше, но выше щелочное и больше золы. Но в целом в работе будет плюс-минус одно и тоже с этим замесом.
Интересный микс получился, и бор и молибден в пакете, можно без опаски заливать в самые современные двигатели которые требуют W30 W40 A3/B4 (и как замена рекомендуемым ILSAC GF5 — превосходит их во всем, щелочное выше, ZDDP больше, есть бор и молибден, но замес уступит в экономии топлива), но вам не хочется чтобы клапана и форсунки GDI обрастали нагаром, но при этом обеспечивается должная защита от износа. Причем даже если двигатель жрет масло — все равно отложений будет мало. Можно и в легковые дизеля требующие CF — тоже без проблем. Почему таких масел (с таким составом и свойствами) мало? А вот без понятия…искал даже среди 5W40 не нашел. Судя по всему чистота баз и пакетов присадок у Обнинска выше, чем у распиаренного Лукойла. На основе его масел такой микс состряпать не получится — или щелочное падает ниже 8,5 или зола уходит за 1% или дорого, смотрел на акционные, прошел мимо.
Вот это и залью в зиму, хотя катализатора давно нет, а двигатель не привередлив к содержанию ZDDP и вязкости, нормально работает и на GF5 и на A3/B4 и вязкость W20 W30 W40 ему как-то без разницы. Потом через интервал замены выкручу свечи и посмотрю, действительно ли на свечах будет чисто. Почему в зиму лучше 5W30 на вязких базах, а не тупо взять жидкое 5W30 типа Лукойла Люкс или просто любое 0W30? Потому что лучше защита от износа, меньше угар и испарение, больше запас на разжижение топливом, чего не даст ни одно масло на жидких базах с тонной загустителя. Прошлая зима показала ненормально большой угар масла 0W30, примерно 0,5л на 2000км. Причем весной-летом-осенью 3 вида разной минералки 10W30 (с высоким ноаком под 15%!) показали нулевой расход масла — уровень не менялся, вопреки всем теориям.
Написано 25 октября 2018 года