По поводу обмана на заправках. Реальный объем бензобака
Каждую зиму поднимаются лютые срачи темы про то, что на всех АЗС недоливают бензин. Кому-то 3-5, а кому и 10-15 литров лишних входит относительно номинального объема бака.
Коэффициент теплового расширения бензина один из самых больших для жидкостей — 0,00125 на 1С. Все проверки заправочных колонок производятся при температуре +20 градусов. ТРК должна налить в мерный бидончик такое количество жидкости, которое при нагревании до +20 градусов будет ровно по метке.
Нефтебаза продает топливо в тоннах, а не в литрах, в чем можно убедиться посмотрев оптовые цены на топливо. АЗС продает в литрах. И если топливо холодное, то оно сжимается, становится более плотным, поэтому из тонны получается меньше литров, чем летом. 1000 литров летом при +20 и всего 936 литров зимой при -20. Поэтому зимой оборудование отпускает меньше топлива в литрах, но столько же в килограммах.
+20 градусов. Отбиваем на кассе 50 литров и заливаем в мерную емкость. Топливо плещется ровно на отметке 50 литров (допуск 0,25%, т.е. с точностью 125 мл. на 50л.).
-20 градусов. Отбиваем на кассе те же 50 литров и заливаем в ту же емкость. Получаем недолив 2,48 литра и еще 125 мл. Тихо офигеваем, ставим емкость на стол. Ждём, пока она медленно прогревается. И так же офигеваем, когда через несколько часов уровень бензина достигает метки. Причина в том, что от мороза бензин сжался (0,00125 на каждый из 40 градусов разницы между номинальной и текущей температурой дают почти 5% потери объема).
-60 градусов. Смотрим, как замерзающий бензин стекает с шланга. Влезает почти на 10% больше, чем должно быть. Хочется идти бить морду. Но пока машина стоит в тёплом гараже с полным баком, расширяющийся бензин рвёт в клочья бак и разливается по полу гаража. Никуда не идём… (0,00125*80=9,8% от объема!)
Таким образом, современная заправка нальет в любую погоду такое количество бензина, которое при нагреве до +20 градусов займёт ровно номинальный объем.
Теперь к вопросу про объем самого бензобака. В документах на машину указывается номинальный объем бака, причем без учёта топливной магистрали и заправочной горловины, а так же без учета объема пароуловителя адсорбера. У большинства иномарок в горловину входит 4-5 литров, пока сработает отсечка, т.к. труба весьма толстая и часто длинная. Если машина стоит под углом, а на баке сверху есть горб-пароуловитель, то еще 3-4 литра вполне поместятся. А еще, пластиковые баки всегда делаются чуть больше номинала, процентов на 10-15 для исключения разрыва при прогреве. Итого в бак 50 литров можно запихать 63 литра бензина, если поставить машину под уклон. А если еще залить холодный (-20 градусов) бензин, то целых 66 литров и еще место останется.
Как обманывают на заправках?
1. Погрешность в 0,25% — это не много, незаметно, но постоянно. Это 2,5 литра с кубометра. Или всего 100 литров с бензовоза. На заправках строго недоливают, а не переливают.
2. Корректировка температуры топлива: иногда ее делают вручную с рабочего места оператора. Если летом задать температуру -40, то можно экономить 7,5 процентов от проданного топлива. Всего 3000 литров с каждого бензовоза и жизнь удалась.
Написано 20 апреля 2019 года