Диагностика ДВС по показателям отработавшего масла. Практика
Рассмотрим 3 анализа отработанного масла на разных двигателях, с явными проблемами.
Абстрагируясь от моделей двигателей и без указания масла и пробега, на котором слито.
Вязкость KV100 соответствует разжиженной 20ке, противоизносный пакет ZDDP скромный (хотя имеется модификатор трения на основе молибдена — его осталось 76ppm), по фосфору всего 647ppm. Щелочное 1,2 — рухнуло ниже плинтуса, судя по кальцию 1639 изначально малозольный пакет, масло перекатали. Полезло железо 58ppm (цепи, звезды, распредвалы, толкатели клапанов, маловероятно что шейки коленвала пострадали при отсутствии элементов износа вкладышей), хром 28ppm (поршневые кольца как правило), что интересно алюминий, олово, свинец и медь не вылезли за пределы — вкладыши и постели не пострадали. А причина, вопреки малому количеству ZDDP, скорее всего в кремнии — 20ppm, в двигатель попадала пыль через воздушный фильтр…хотя и низкую вязкость масла исключать не стоит. Натрий полез в количестве 96ppm (может присадка какая)…вероятно из-за антифриза, отсюда тоже очень может быть повышенный износ…
Вязкость KV100 вновь соответствует еще более разжиженной 20ке, противоизносный пакет судя по цинку и фосфору на ZP (фосфор с цинком почти равны), вместо привычного ZDDP, также очень много модификаторов трения на основе молибдена аж 687ppm, видимо чтобы скомпенсировать слабые противоизносные свойства ZP при высокой температуре. Пакет вновь малозольный — кальция всего 1728ppm. От щелочного осталось 2,2, но все равно масло — труп. Кремния всего 10ppm, так что подсос пыли исключен. Износ здесь существенно меньше, но он все равно велик — железо 27ppm, хром 12ppm…Откуда-то вылез натрий 27ppm, маловероятно что он был изначально.
Здесь вязкость KV100 как у вязкой 20ки, скорее всего когда-то это была 30ка, разжижилась. Щелочное еще в норме 3,3, видимо масло слили рано. Противоизносный пакет вновь крайне скромный — 566ppm по фосфору и вновь близкое содержание цинка, опять скорее всего ZP. Молибдена в данном случае нет. Износ высок — железа 44ppm, алюминий, хром, медь вылезли (пусть и немного) — досталось всем. Кремний вновь 20ppm попадала пыль однозначно. Вопреки малому количеству противоизносных компонентов — меньший износ ЦПГ (хрома немного) обеспечила более высокая вязкость масла. Повод задуматься…а нужны ли W20 масла?
Во всех трех случаях масло не подошло двигателям. Ни по кастрированному пакету, ни по вязкости.
Везде произошла "мини-притирка" или обкатка трущихся частей, которой не должно быть при нормальной эксплуатации. Тоже само произойдет при добавлении в масло тертых камней и щебня с карьеров серпентенидов, всеми известной конторы. Во всех случаях этих анализов добавляли эфиры, они же эстеры, в изначально среднезольные масла…как результат — износ. Возможно что-то намыло из анналов вселенной глубин двигателя, но что-то мне не верится в эту версию.
Конечно, ICP анализ не 100% панацея, например стружку (стружка в масле не может быть растворена и превращена в коллоидный раствор в масле) и разрушения ОН НЕ ВИДИТ, а анализ сильно искажается наличием в системе масляного фильтра…об этом — как-нибудь в другой раз…
Написано 6 января 2019 года