"Баловство" с полиолэстерами (полиэфирами), что и как, зачем, сколько добавлять. Артикулы
Самостоятельное добавление эстеров в масло обычно преследует несколько целей:
- Улучшение низкотемпературной текучести, точки застывания, было 5W стало 2,5W или 0W;
- Увеличение антиокислительной способности масла, увеличение интервала замены масла;
- Снижение вязкости итогового масла в другой диапазон вязкости, было A3/B4 стало A5/B5;
- Улучшение моющих способностей масла для мягкой промывки двигателя от отложений;
- Снижение количества золы (было 1,1% стало 1%), уменьшение содержания пакета присадок;
- Антифрикционный эффект — снижение шумности работы двигателя в переходных режимах.
Эстеры — сложные эфиры. Вещества растительного происхождения, которые синтезируются путем этерификации содержащихся в них карбоновых кислот с помощью спиртов. Не содержат продуктов нефтепереработки. Основу для производства эстеров получают путем гидролиза. Этот фактор играет важную роль в экологических показателях продукта: вещества способны к биологическому разложению в короткие промежутки времени, и не представляют для природы вреда. Этерификация — процесс длительный и трудоемкий, потому — дорогостоящий. Это объясняет крайне высокую стоимость базовых эстеровых масел.
Эстеры подразделяются на три группы:
- простые (первого поколения);
- диэстеры (двойные);
- полиол-эстеры (многоатомные).
К преимуществам можно отнести следующие свойства эстеров:
1. Полярность. Каждая его молекула имеет два полюса, и способна надежно «примагничиваться» к поверхности металлических механизмов силового агрегата. Это позволяет создавать прочную масляную пленку, которая максимально долго сохраняется на деталях двигателя, а значит, обеспечивает качественную защиту от сухого трения и износа, даже после остановки двигателя и длительных простоев;
2. Высокий показатель текучести отмечен при экстремальных минусовых температурных значениях. Это свойство значительно облегчает холодный запуск и обеспечивает эффективную смазку деталей за счет легкого и быстрого проникновения в мельчайшие зазоры;
3. Высочайшая моющая и диспергирующая способность, проявляющаяся уже при концентрации всего 3-5% в готовом масле. Эффективная защита от загрязнений узлов и деталей, эстеры не дают шламу, саже, грязи налипать на поверхности деталей даже при высоких температурах и удерживаются во взвеси;
4. Высокая сопротивляемость колебаниям температуры от экстремально низких (порядка -40-50С) до очень высоких (около 250С и выше). Это возможно потому, что сложные эфиры имеют спиртовую основу.
5. Существенное увеличение антиокислительной способности минеральных масел при концентрации в 5-10%, полное предотвращение окисления и выпадления присадочного пакета и загустителей в гидрокрекинговых масел при концентрации от 5%. Отсутствие отложений при сгорании или испарении.
Одно из важных качеств моторного масла — создание сплошной масляной пленки на поверхности деталей силового агрегата и в рабочих узлах. Такая пленка препятствует сухому трению, сводя к минимуму непосредственный контакт деталей за счет гидродинамических свойств смазок. Для увеличения ресурса автомобиля важным аспектом является жидкостное трение, возникающее благодаря неразрывному слою масляной пленки на рабочих поверхностях.
Экстремальные нагрузки, испытываемые автомобилем в процессе запуска и движения, приводят к разрыву защитной пленки. При этом может возникать сухое трение и соответственно износ важных элементов двигателя. Масло с эстерами превосходит все известные продукты в способности формировать масляный слой, и снижать трение там, где другие продукты не способны демонстрировать высокий уровень защиты.
Полярные свойства данной группы продуктов имеют следующий механизм: сложные эфиры имеют в своем составе молекулы водорода (Н) с отрицательным зарядом и положительно заряженные молекулы кислорода (О). Способность притягивания разноименных зарядов лежит в основе создания адсорбированной молекулярной пленки.
При использовании обычных масел без полярных свойств (ПАО, гидрокрекинга), масло перетекает в картер и полости практически сразу после остановки двигателя. При повторном запуске происходит так называемый «сухой» старт. Детали испытывают максимальную нагрузку. Причина этого явления кроется в том, что защитный слой просто не сохраняется, он стекает. Данный недостаток полностью устраняется введением либо минеральных (преимущественно 1группы) либо эстеровых базовых масел, обладающих полярностью. Такое масло может самостоятельно покрывать детали "жирным" слоем смазки…
А теперь вопрос куда, сколько добавлять эстеров в готовые товарные масла. Лучше всего эстеры добавлять в полнозольные W40 масла — ACEA A3/B4 A3/B3, API SG/CD-SN/CF либо вообще API CF-4/CG-4/CH-4/CI-4/CJ-4 в количестве 5-10%. Добавление 3% только улучшает моющие свойства без каких-либо других эффектов и минимально влияет на присадочный пакет. Вводя эстеры в масло — обратите внимание на вязкость эстеров при 100С, она должна быть близка к вязкости масла, в которое добавляется. В противном случае происходит разжижение итогового масла. Например из W40 вязкость уходит в W30. Добавляя 3-5-10% на столько же разбавляется моющий и противоизносный пакет, поэтому добавлять эстеры в малозольные и среднезольные масла (а уж тем более малой вязкости) уже в количестве 10% чревато повышенным износом.
Использовать летом эстеры в качестве добавки в масло не имеет никакого смысла (но в чистый гидрокрекинг — полезно), в связи с легким и доступным использованием недорогих минеральных и полусинтетических масел, обладающих схожими свойствами (моющие, диспергирующие, полярные, антифрикционные, антиокислительные), единственный недостаток которых — невозможность изготовления масел с стабильным запуском ниже -30С (судя по анализам у полусинтетических 5W и 10W масел CCS пляшет раза в 1,5-2 от партии к партии, порой допуская некоторый завал вне допуска), масла на минеральной основе загустевают даже с 10% эстеров и половиной гидрокрекинга в базе, обрастают кристаллами парафинов и превращаются в "сильно засахарившийся мед"… старт на таком масле в -35С опасен… если вообще возможен…
Немногочисленные вычисленные и сохраненные артикулы.
Цифра в названии — вязкость при 40С.
Fuchs
600669812 Fuchs Reniso Triton SEZ 32 1л
600669836 Fuchs Reniso Triton SEZ 32 5л
600646509 Fuchs Reniso Triton SE 55 1л
600680336 Fuchs Reniso Triton SE 55 5л
600680107 Fuchs Reniso Triton SEZ 68 1л
600680275 Fuchs Reniso Triton SEZ 68 5л
Mobil
152955 Mobil EAL Arctic 22 20л
152649 Mobil EAL Arctic 32 5л
146268 Mobil EAL Arctic 46 20л
152956 Mobil EAL Arctic 46 20л
152954 Mobil EAL Arctic 68 20л
Total/Elf
146226 TOTAL PLANETELF ACD 32, 1л
140213 TOTAL PLANETELF ACD 32, 5л
112622 TOTAL PLANETELF ACD 32, 20л
146227 TOTAL PLANETELF ACD 46, 5л
112623 TOTAL PLANETELF ACD 46, 20л
140221 TOTAL PLANETELF ACD 68, 5л
112624 TOTAL PLANETELF ACD 68, 20л
140212 TOTAL PLANETELF ACD 100FY, 1л
112625 TOTAL PLANETELF ACD 100FY, 20л
Bitzer
915110-02 BSE 32, 1 л
915110-04 BSE 32, 5 л
915110-05 BSE 32, 10 л
915111-02 BSE 55, 1 л
915111-04 BSE 55, 5 л
915111-05 BSE 55, 10 л
915115-02 BSE 170, 1 л
915115-04 BSE 170, 5 л
915115-05 BSE 170, 10 л
Beecool
081303 BC-POE 22, 1 л
081304 BC-POE 22, 5 л
081306 BC-POE 32, 1 л
081307 BC-POE 32, 5 л
081309 BC-POE 46, 1 л
081310 BC-POE 46, 5 л
081312 BC-POE 68, 1 л
281313 BC-POE 68, 5 л
081315 BC-POE 100, 1 л
081316 BC-POE 100, 5 л
Данные артикулы свободно бьются в емексе, экзисте, автодоке, фарпосте и т.д.
Если вы знаете еще какие-то артикулы — пишите в комментариях, обязательно добавлю.
Матаппарат будет опубликован завтра, т.к. получился объемным и достоин отдельной статьи.
Написано 6 февраля 2019 года