ZP — диалкилфосфат цинка как противоизносная присадка, сравнение с ZDDP — цинком диалкилдитиофосфатом
Наткнулся на залипательное чтиво — исследование противоизносных присадок ZDDP и ZP
В данном исследовании нас интересуют противоизносные свойства добавки диалкилфосфата цинка (ZP) по сравнению с «классическим» диалкилдитиофосфатом цинка (ZDDP). Испытания на трение проводились на возвратно-поступательном трибометре с использованием конфигураций как шарик на плоской поверхности, так и цилиндра на плоской поверхности при давлении контакта 0,9 ГПа. Эксперименты проводились в зависимости от температуры (25 и 100 ° С), скорости скольжения (25, 50 и 100 мм / с) и концентраций добавок. Были измерены диаметры шаров от износа шаров, а также коэффициент трения. Чтобы лучше понять противоизносные механизмы этих добавок, после испытаний на трение были проведены поверхностные анализы, такие как AES (электронная спектроскопия) и XPS (рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия). Просвечивающая электронная микроскопия (ТЕМ) наблюдений трипленок ZDDP и ZP также проводилась для визуализации генерируемых слоев. Обсуждается противоизносная способность молекулы ZP.
ЗаключениеСравнение противоизносных характеристик ZP с ZDDP позволяет нам сделать вывод, что противоизносная эффективность этих двух соединений при скорости скольжения 100 мм / с и 100 ° С, ZDDP демонстрирует немного лучшее противоизносное поведение чем ZP при этой температуре. Для обеих добавок трибофильмы в основном состоят из фосфата цинка и железа.— при комнатной температуре и скорости скольжения 25 мм / с, ZP является лучшей противоизносной присадкой— при комнатной температуре и скорости скольжения 25 мм / с, ZP способен защищать стальные поверхности от износа даже при 200 частей на миллион фосфора. В этих условиях ZDDP становится малоактивным.Принимая во внимание все эти данные, мы показываем, что ZP интересная противоизносная присадка для смазки ДВС при температуре окружающей среды, что характерно для холодного запуска двигателя. В условиях устойчивого прогретого состояния ZDDP значительно более эффективен, чем ZP. Сочетание обеих добавок является хорошим вариантом для оптимизации противоизносных возможностей моторных смазок. Тем не менее, потеря противозадирных и антиоксидантных свойств в некоторых условиях у ZP, требует добавления других соединений.
Зачем придумали новый ZP? Для того чтобы снизить содержание золы (путем снижения общего содержания металлов), снизить кислотное число (ZDDP из-за серы в составе сильно его "задирает" вверх), для того чтобы увеличить дельту щелочное-кислотное, чтобы уменьшить содержание серы и фосфора (подгон под красивые цифры, не иначе)…однако судя по исследованию, ZDDP наиболее эффективен начиная от 100С, где ZP просто сдувается из-за отсутствия в нем серы и трибологический эффект пропадает, начинается износ (эффект ZDDP при высоких температурах, как я понял, основан на его разложении и образовании очень скользких соединений сульфидов металлов, в ZP нет серы, не образуются и сульфиды металлов)…чего только не придумали уже и на основе органических соединений молибдена, титана, вольфрама, без содержания металлов (фуллерены и прочие), на основе кристаллического графита, гексагонального нитрида бора…но все эти попытки с треском проваливают древнейшей серосодержащей присадке ZDDP на основе цинка диалкилдитиофосфата.
В будущем скорее всего будет комбинация всех присадок, но ZDDP уйдет со сцены только в момент смерти ДВС как таковых. Про влияние серы и фосфора на катализаторы — не очевидно и спорно. У нас полгорода ездят вообще без катализаторов, однако почти все двигатели и системы питания исправны, потому что не смотря на огромное количество авто (общ.транспорт у нас фактически схлопыватся…остались трамваи троллейбусы и микроавтобусы), никакого смога, дыма и сажи не наблюдается. Скорее катализатор — дань моде для получения сертификатов ЕВРО 2-3-4-5-6… Реальной необходимости В ИСПРАВНОМ ДВС в катализаторе нет.
Написано 22 декабря 2018 года