Мешаем эстеры с маслом. Расчеты, таблицы, формулы…
Составил несколько таблиц по расчетам смесей масел с эстерами. Для примера взял самые дешевые (что не значит — худшие), 5W40 SN/CF A3/B4 MB 229.5, 5W30 SN/CF A3/B3 MB 229.51.
Расчеты для знакомых с математикой начальной школы до идиотизма просты и лаконичны:
(содержание базы)*(параметр в базе)+(содержание эстеров)*(параметр эстеров)
Например Вязкость, масла 90%, эстеров 10%:
Итоговая вязкость=0,9(вязкость масла)+0,1(вязкость эстеров)
Итак, что же происходит с маслом? Оно разжижается, чем больше менее вязких эстеров в него залить. Если заливать более вязкие эстеры — оно будет загущаться. Разбавляется присадочный пакет. Падает щелочное число, но падает и содержание золы, немного падает кислотное число.
Несколько тенденций, при увеличении концентрации эстеров. Видно как резко увеличивается конечная стоимость продукта при добавлении, прям взлетает, при 10% более чем в 1,5раза. Плавно и незначительно падает индекс вязкости, т.к. % содержание загустителя падает. Падает и сама вязкость. 5W30 не вышло из зоны W30 масел (вязкость изначально на верхней границе W30) даже при 20% (хотя стало слишком малозольным), но его пакет становится постепенно все более малозольным (сорри за тавтологию) и масло "обретает все более новые допуски". 5W40 ушло в W30 аж при 15% эстеров. Как это повлияет на реальную стойкость к кислотам, скорость срабатывания присадочного пакета и противоизносные свойства — сказать довольно сложно. Поэтому добавляйте не более 10% эстеров, тогда не придется гадать что у вас там получилось.
Именно по этой причине заливать эстеры нужно в масла с большим содержанием ZDDP/ZP (цинка и фосфора как можно больше, по фосфору не ниже 900-1000ppm) и высоким щелочным числом (желательно за 10), а также с вязкость посередине и в верхней части диапазона вязкости (W30 за 11,5сСт при 100С, W40 за 13,5сСт при 100С) в нужной вам вязкости. Иначе не стоит потом удивляться повышенному износу или даже быстрой смерти масла…
Сдавать отработку на анализ после единственного заливания масла с эстерами не стоит. Нужно откатать 3-5 интервалов минимум. Или делать анализ после полной отмывки двигателя димексидом. Дело в том что эстеры очень неплохо отмывают отложения и все что у вас накопилось за многие годы и десятилетия в разных местах — будет плавать в масле как продукты износа. В результате в отработке лабораторией будет указано что все, двиг при смерти, продукты износа в 5-10 раз превышают норму, проверить буквально каждую деталь…хотя на самом деле все с ним будет в порядке (в чем можно убедиться разобрав и промерив), просто все отмытое попало в масло…
Надо ли теперь объяснять насколько важна в таких замесах высокая вязкость исходного масла и максимально жирный (кроме "грузового") присадочный пакет? CCS не поддается расчету (как и Ноак), приведен для примера. Температура застывания тоже условная — она рухнет сильнее, чем посчитано. Дело в том что эстеры — сильнейшие депрессоры, не дающие образовываться парафинам в масле и буквально растворяющие их. Температура вспышки аналогично — условная.
Написано 7 февраля 2019 года